Ирина Всеволодовна Абанкина,
федеральный эксперт, заместитель директора ИРО ГУ-ВШЕ, выступила с докладом на тему: «Новая система оплаты труда»
(НСОТ). Она начала разговор с выбора образовательной траектории и создания базы для развития как потенциала учащихся,
так и экономического потенциала. Далее в лекции был обозначен проблемный момент и приведена статистика: 84% учителей в школах
с высшим профессиональным образованием, но дипломы получены 15-20 лет назад и не полностью отвечают современным стандартам,
в том числе внедрению информационно-коммуникационным технологиям. Другая проблема возникает при распределении финансовых средств:
наблюдается тенденция снижения затрат на повышение квалификации и увеличение – на ремонт, покраску стен и пр.
Для реализации задач проекта новой системы оплаты труда необходимо внести изменения в нормативные документы,
то есть изменить уставы образовательных учреждений. Но прежде надо сделать регламенты, а еще раньше нужно оповестить и подготовить
учителей к изменениям, а значит, подготовить уведомления. Таким образом, видно какой комплекс сиюминутных работ необходимо
осуществить. Это серьезная работа. И это лишь начало пути. Необходимо выделить также зоны неэффективности, на которые обратить
повышенное внимание. Такое же внимание следует уделить и самым эффективным, лучшим школам и наладить обмен опытом, используя
его в живом режиме включенного наблюдения. Ирина Всеволодовна заметила, что обмениваться опытом - это не значит просто перечитывать
планы уроков, это неэффективно. Так же как и развиваться по нормативу.
Ядром нормирования является оплата труда. Но и она не должна быть единой. Предложенный вариант – отраслевая
НСОТ с учетом специфики. Таким образом, единый региональный закон должен включать базовую (учет всех видов деятельности по
должностным инструкциям и индивидуальным планам работы) и стимулирующую часть. Проблема здесь – учесть все реально выполняемые
виды работ учителя и в соответствии с этими данными оплачивать его работу. Необходимо продумать вопрос о барьере по норме
часов. Часто учитель перерабатывает, выполняя дополнительную нагрузку.
Говоря же об уровне эффективности образования и развития потенциала учащихся, следует делать акцент и на индивидуальных
показателях. В качестве иллюстрации Ирина Всеволодовна привела финский пример: занятия с каждым отстающим учеником индивидуально
и введение на основании этого специальных образовательных программ.
Слушателям в зале особенно интересен был график изменения соотношения количества учителей и учеников. Оно
отличается от оптимального. Причем, в 90-е годы, когда были задержки по выплате заработной платы, количество учителей росло,
количество учащихся по демографическим причинам сокращалось. В настоящее время снижается и численность учащихся, и численность
учителей. И это очень важная проблема, требующая решения в рамках осуществления проекта введения НСОТ. Завершая лекцию, И.В.
Абанкина заметила, что такая система позволит повысить конкурентоспособность уровня оплаты труда учителей в регионах.
Ермилова Е.Е., информационно-аналитические проект "Зеркало"
|