Логин
Пароль
Забыли пароль?Войти

Лекция «Результативность КПМО», А.И. Адамский





Презентация к лекции А.И.Адамского, КПМО 

22 августа 2007 года в рамках общественного обсуждения КПМО Республики Северная Осетия-Алания состоялась первая часть лекции ректора ИОП «Эврика» Адамского Александра Изотовича «Результативность КПМО».

Александр Изотович начал свое выступление с оценки ситуации как «форсмажорной». 21 сентября в Москве состоялось совещание в Правительстве РФ о ходе реализации национальных проектов. В докладе министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко содержался ряд показателей, констатирующих определенное отставание, в частности, РСО-Алания. Нынешняя встреча призвана не столько фиксировать существующее положение вещей, сколько изменить ситуацию к лучшему. Эксперты призваны оказать в этом методическую помощь. Результатом этого взаимодействия должна стать «дорожная карта» - подробный план действий по всем шести заявленным направлениям. А.И.Адамский просил учесть, что «дорожная карта» - это план не только мероприятий, но и результатов, и нормативных актов. Семинар можно будет считать удавшимся, если по итогам сентября в пилотных районах зарплата будет выдана по НСОТ.

Александр Изотович задал вопрос, кто писал доклад министру. Когда раздались голоса, утверждавшие, что министр писал доклад сам, Адамский усомнился. Он отметил, что следует поощрить автора (авторов) доклада, потому что его текст свидетельствует о глубоком понимании вопроса, существующей ситуации, а также отражает тот факт, что в республике есть команда, способная реализовать намеченное.

Александр Изотович отметил, что остановится на  ключевых понятиях:

  • качество и результативность образования;
  • система оплаты труда.

Далее А.И.Адамский подчеркнул важность инновационной деятельности, которая перешла на нынешнем этапе в разряд государственной политики, а, следовательно, влечет за собой частичную потерю содержательности при выработке норм уровня государственных форматов. Речь идет о вопросах такой важности, что формулирование заказа образования идет на всех уровнях. В частности, Президент РФ указывает на необходимость формирования способности ориентироваться в огромном информационном поле и способности принимать решения, а также реализовать их. Следовательно, иное качество образования предполагает компетентностный подход, новое поколение стандартов образования, направленное на предоставление возможности для ребенка реализовать себя в образовательном пространстве.

Экспертно-профессиональное сообщество давно определяет компетентностный подход как зуны плюс возможность ученика реализоваться. Но для широкой общественности компетентностный подход неведом. Отсюда другая задача – оформить представления о результативности образования на базе компетентностного подхода. Характер общественной деятельности принципиально меняется, потому что эта задача реализуется на базе школьных советов, которые собираются для распределения стимулирующей части зарплаты учителя. Принципы распределения и его механизмы должны быть абсолютно прозрачными, для того чтобы снять возможное недовольство родителей и учителей. Директор не должен брать на себя все функции, его задача – лишь четко обозначить желаемый результат обучения и критерии деятельности учителя, способные обеспечить повышение заработной платы.

Важнейшей частью модернизации российского образования является складывающаяся система электронного мониторинга продвижения Проекта по регионам. Только при наличии качественного и оперативного, динамичного мониторинга возможна успешная реализация проектов.

А.И.Адамский остановился на вопросе реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, заметил, что малокомплектная сельская школа вряд ли спасет село в том случае, если в этом населенном пункте нет развитой инфраструктуры. Например, эксперимент в Чувашии продемонстрировал, что появление хороших школ неизбежно приводит к тому, что выпускники покидают родные места, движимые желанием получить еще более качественное образование.

Экспериментальная деятельность может и будет строиться сегодня относительно двух ключевых объектов, которые уже есть, – заметил А.И.Адамский, давая анализ существующим представлениям о результативности. Суть сводится к следующему: мы имеем набор образовательных программ (учебных предметов) и объем усвоенных сведений является результативностью. Такая результативность максимального потенциала пользы обществу и реализации человека не дает.

Что же такое иная результативность? Ответ прост: набор универсальных способностей, компетентностей, носящих надпредметный характер.

Александр Изотович заметил: КПМО впервые сфокусировал в себе вопросы экономические, как то: бюджет школы, зарплата учителя, - и вопрос о результативности образования, поставив первые в прямую зависимость от второго. Все вовлеченные в деятельность могут на уровне рефлексии обобщить и сформулировать норму, которая станет результативностью, будучи заложена в стандарты, в расчеты нормативов и прочее.

Таким образом, предстоит большая теоретическая работа, построенная на анализе существующей ситуации, направленная на совершенствование Комплексного проекта и более эффективную его реализацию.

Потому КПМО на сегодня, подчеркнул А.И.Адамский, – это переговорная площадка, итогом деятельности которой должны стать новые нормы по всем позициям, ключевой среди них должна стать норма результативности .

Понятие результативности (качества) образования сформировалось на данном этапе как проблема. Сегодня трудно сказать, - отметил А.И.Адамский, - какой результат совместной деятельности ребенка, общественных организаций, родителей, а не школы мы можем считать не просто приемлемым и ожидаемым, а дающим потенциал для развития страны и ее экономики в целом. Тем более не можем институционально зафиксировать, что нужно дать растущему человеку, чтобы он самореализовался, при этом принеся пользу стране. Мы попытаемся это сформулировать сегодня, так как задача в том, чтобы рефлексию деятельности в рамках КПМО перевести в представление о норме.

Отсюда - чтобы экспериментальная деятельность по КПМО стала институциональной, массовой, максимально необходимо создание набора норм, с появлением которых инновация ресурсно превратится в массовое действие. И делать это нужно новым путем: запустить новую деятельность и на основе ее рефлексии сформулировать новую норму. Иначе можно будет только говорить о битве энтузиастов

Риски:

  • плохой регламент, неверно ориентирующий на результат (низкий интеллектуальный уровень экспертно-профессионального сообщества);
  • плохо поставленное обучение и привлечение общественных управляющих;
  • неготовность гражданских институтов участвовать в формировании стандартов качества.

В завершение А.И.Адамский сказал, только сейчас начинает возникать «образ зарплаты» как регулятора «качества» учителя, его работы.

Информативно-аналитическая группа «Эврика-Зеркало»,
РСО-Алания, Владикавказ, Бигаева Н.В., Дзахоева Л.Р.