Логин
Пароль
Забыли пароль?Войти
Меню
Введение: описание мониторинга КПМО

Электронный мониторинг комплексных проектов модернизации образования был создан в 2007 году. Система мониторинга отражала динамику выполнения обязательств теми субъектами РФ, которые выиграли конкурс в 2007, а затем и в 2008 году. В январе 2010 года были подведены итоги трех лет работы. В итоговом протоколе заседания конкурсной комиссии органам исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации рекомендовано во II квартале 2010 года присоединиться к электронному мониторингу.

В первой версии электронного мониторинга актуальные показатели развития сферы образования сравнивались с обязательствами, взятыми субъектами Российской Федерации. В новой версии актуальные показатели регионов-участников КПМО в 2007-2009 году будут сравниваться со значениями 2006 года, а показатели других субъектов РФ – с показателями апреля 2010 года.

Общая логика организации мониторинга осталась неизменной. Информация собирается на трех уровнях:
  • региональном,
  • муниципальном
  • и уровне образовательного учреждения.
Все показатели делятся на два вида:
  • заполняемые
  • и расчетные.
Первые вносятся операторами мониторинга, вторые – получаются в результате автоматизированных расчетов внутри системы.

Большинство заполняемых показателей собираются на уровне образовательного учреждения. Они не требуют от оператора специальных знаний и вносятся в строгом соответствии с методикой. В их числе: количество учащихся на разных ступенях образования, количество работников учреждения, количество учителей и другие.

Некоторые показатели требуют документального подтверждения. Так если учреждение отмечает, что имеет собственный сайт, оно должно дать ссылку на сайт. Указывая, что учреждение подготовило публичный отчет за истекший учебный год, оператор учреждения должен подкрепить свое утверждение ссылкой на текст публичного отчета, размещенного в сети Интернет.

На уровне региона и муниципального образования большинство показателей являются расчетными. Например, для вычисления доли учреждений, имеющих публичные отчеты, мы используем сведения, указанные операторами каждого учреждения.
Доля ОУ, имеющих публичный отчет = кол-во ОУ, имеющих "да" по соответствующему показателю / кол-во ОУ в субъекте РФ.
Вопрос, который волнует многих операторов, связан с количеством показателей и частотой их обновления. Согласно регламенту, новые таблицы в системе мониторинга появляются раз в месяц. Однако это не означает, что оператор должен ежемесячно вносить все показатели заново. Обновленные таблицы уже содержат все значения показателей прошлого месяца. Оператор должен проверить достоверность этих данных и внести изменения, если таковые имели место.

Большинство показателей изменяются редко.  Например, число учителей в школе может оставаться постоянным в течение всего учебного года. Сведения о сдаче ЕГЭ и ГИА, а также об оснащенности и благоустройстве образовательного учреждения собираются один раз в год. Регулярно раз в месяц изменяются только три показателя, связанные с фондом заработной платы.

Главная задача для муниципальных и региональных операторов заключается не в заполнении своих таблиц (здесь работы немного), а в контроле за действиями операторов на подчиненных уровнях, то есть они должны:
    • следить за выполнением регламента заполнения рабочих таблиц 
    • делать предварительный анализ расчетных показателей и и поиск возможных ошибок. 

Все ошибки должны быть исправлены до обновления рабочих таблиц, иначе в общем доступе, на сайте www.kpmo.ru будут отражаться искаженные сведения о состоянии образовательной системы в регионе.

Большинство показателей регионального уровня – это расчетные показатели, полученные при обработке данных с уровня образовательных учреждений. Исключение составляют нормативные документы, принятые на региональном уровне: например, о переходе на новую систему оплаты труда или на нормативное подушевое финансирование.

На основе трехлетнего эксперимента сформировалось представление о том, в каком направлении должна развиваться модернизация системы образования. Было выделено пять основных направлений модернизации и все показатели так или иначе относятся к одному из них, это:
  1. введение новой системы оплаты труда,
  2. переход на нормативное подушевое финансирование,
  3. развитие региональных систем оценки качества образования,
  4. совершенствование государственно-общественного управления образованием,
  5. развитие сети образовательных учреждений.
Позже к ним добавилось шестое, связанное с развитием системы повышения квалификации.

В заключение отметим, что показатели КПМО - это не набор показателей, сообщающих все возможные сведения о системе образования в субъекте РФ, а комплекс показателей, отражающий степень приближения каждого субъекта РФ к модели эффективной модернизации системы образования. И в этом его своеобразие.